Способы улучшения закупочных процессов на примере практик крупнейших заказчиков


Способы улучшения закупочных процессов на примере практик крупнейших заказчиков

Категорийное управление

Категорийное управление получает всё большую популярность среди заказчиков самых разных отраслей. Одним из пионеров внедрения этого инструмента в своё время была «Северсталь» — одна из крупнейших металлургических корпораций России, имеющая значительный опыт организации внутренних и внешних закупок. Она активно занимается совершенствованием закупочных процессов, внедряя современные подходы и инструменты.

Стандартизация процессов закупок необходима для поддержания единообразия подходов, облегчения взаимодействия подразделений и исключения путаницы. При этом категоризация позволяет не отказываться от эффективных инструментов проведения закупки и от учёта специфики закупаемой продукции. Ведь стандартизация посвящена прежде всего выработки единообразных подходов к закупки схожих категорий продукции.

Стандарты «Северстали» включают четкое определение квалификационных требований к поставщикам, регламентацию порядка рассмотрения заявок и согласование договоров. Все подразделения компании используют единый корпоративный стандарт закупок, позволяющий, помимо прочего, автоматизировать большинство административных процедур и сделать сотрудничество с поставщиками проще и понятнее.

При категорийной стандартизации бизнес-процессы закупок детерминированы категорией закупаемой продукции. Это не означает примитивизации бизнес-процессов. Но для регулярно повторяемых действий разработаны воспроизводимые стандарты, позволяющие в автоматизированном или полуавтоматизированном режиме воспроизводить отработанные и зарекомендовавшие себя паттерны для достижения цели с минимальными издержками.

Разъяснение эксперта: Дмитрий Казанцев. к.ю.н., член Совета ТПП РФ